Каждый раз, когда говорю людям, что пишу рецензию на «Тетрис», встречаю непонимание: «Это шутка?». На самом деле «Тетрисы» куда более разнообразные, чем многие, например, ежегодные игровые серии, и критериев для их оценки множество. Новейшему наследнику бессмертного творения Алексея Пажитнова многие критики поют дифирамбы, но, на мой взгляд, с ним не все так однозначно.

Tetris Effect — детище Тецуи Мидзугути, чье имя у знающих людей давно ассоциируется со словом «синестезия». Последние двадцать лет Мидзугути только и делает, что пытается реализовать синергию графики и звука с геймплеем. Известность ему принесла Rez, сплав скроллшутера с цветомузыкой, призванной погрузить в транс (к игре выходил аксессуар, который буквально назывался Trance Vibrator). С тех пор ничего толком и не изменилось.

В Tetris Effect нас снова ждут пафосные пассажи про дзен и синхронизированные с вибрацией аудио- и видеоэффекты невероятной красоты. А «Тетрис» тут так, словно для галочки.

Об этом хорошо свидетельствует размер «стакана»: он занимает от силы десятую часть экрана, а все остальное — мишура. Спору нет, все очень красиво, но мы ведь с вами говорим о «Тетрисе», а это значит, что внимание игрока будет привязано к той 1/5 экрана, где не распускаются лотосы, а падают тетримино.

Tetris Effect словно создавалась не для тех, кто играет, а для тех, кто сидит рядом. Тут даже есть отдельный пункт в меню «запустить цветомузыку без игры», что говорит о многом.

Ощущения, что аудио-визуальная составляющая что-то дает геймплею, нет. На некоторых этапах скорость падения фигур растет и уменьшается сама собой, внезапно, без какой-либо корреляции с музыкой — и внезапные скачки скорости/сложности очень сильно дисгармонируют с попытками игры добиться погружения в создаваемую ей атмосферу. И хорошо еще, когда разноцветная мишура не мешает играть. На большинстве уровней это так, но на некоторых яркие эффекты слишком сильно бьют по глазам, вибрация мешает сконцентрироваться, а фигуры сливаются с фоном.

Что до геймплея, то это стандартный современный «Тетрис». Приземлившиеся тетримино можно долгое время крутить и скользить ими по «дну», есть возможность убрать одну фигуру в запас и достать ее в нужный момент. Есть одно нововведение, доступное, правда, только в местном режиме «кампании»: за списание линий копится шкала Zone, позволяющая активировать одноименную возможность. Во время Zone фигуры перестают падать, а все списанные линии не исчезают сразу, а перемещаются вниз стакана, позволяя выстраивать невозможные комбо вроде 16 списанных линий одновременно. Это милая находка, но использовать ее получается, как правило, как раз для накопления очков, а не для помощи себе в трудную минуту: когда фигуры валятся со сверхзвуковой скоростью, как-то не до того, чтобы думать, какая кнопка их остановит.

«Кампания» Tetris Effect представляет собой пару десятков этапов, каждый — со своей музыкой и своим арт-дизайном. Цель — списать определенное число линий: соответственно, сделать это надо максимально красиво. Бонусы к очкам идут от вышеупомянутой Zone, комбо (списаний линий одну за другой), Т-спинов (вкручиваний Т-образной фигуры в специально под нее оставленные впадины) и «Тетрисов», желательно ничем больше не разбавленных.

Помимо этого цветастого «дзен-путешествия», Tetris Effect предлагает довольно стандартные режимы Marathon (лимит в 150 линий), Ultra (лимит в три минуты), Sprint (40 линий на скорость) и Master (выживание на максимальной скорости), несколько плейлистов для отдыха и режимы а-ля голволомки, где надо вставлять фигуры в уже выложенные заготовки, чтобы получить как можно больше комбо, пустых стаканов или списанных конкретных точек. Единственное, что представляет какой-то интерес, — «приключенческая» категория режимов, куда входит борьба с растущей снизу стакана колонией «вирусов», выстраивание конструкций под I-блоки, автоматически падающие в указанное место через несколько ходов, и «таинственный» режим, в котором надо бороться с постоянно чередующимися эффектами — то содержимое стакана перемешается, то фигуры начнут лететь снизу вверх, то от тетримино отломится четвертинка. Эти последние три развлечения — фактически единственное, что выгодно отличает Tetris Effect от конкурентов с точки зрения контента. Единственное, зачем к ней будет возвращаться человек, не интересующийся ни таблицей рекордов, ни цветомузыкой.

Ведь ключевой составляющей практически всех «Тетрисов» еще с 80-х был мультиплеерный режим, а его в Tetris Effect нет и в помине.

Это полностью одиночная игра, в которой контента не так уж и много. Особенно с учетом кусающегося ценника в 2300 рублей.

Обиднее всего то, что любителям «Тетриса» на PS4 ничего больше не остается. Tetris Ultimate от Ubisoft — позорище с плохим матчмейкингом и падающим фреймрейтом (!), Puyo Puyo Tetris мало того, что наполовину другая игра, так еще и вышла только на дисках, и в «цифре» ее на PS4 не купить. Зато критики все довольны: из «Тетриса» убрали критически важный мультиплеер, прикрутили не особо-то и нужный «графон», и вот у него уже 89 на «Метакритике», примите-распишитесь.

Меня же как давнего поклонника «Тетриса» новое творение Тецуи Мидзугути оставило равнодушным. Хорошо поставленные музыкальные технодемки — не то, что мне нужно от «Тетриса».

Я хочу видеть широкий ассортимент интересных одиночных испытаний и многопользовательских режимов. Хочу, чтобы «Тетрис» переизобретался в них геймплейно — а не становился фоном для визуальных экспериментов.

В давние времена прессе приходилось доказывать геймерам раз за разом, что в играх главное не графика, а геймплей. Жаль, что в случае с Tetris Effect журналисты занимаются обратным.



Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ