18 лет ожидания, успешная кампания на Kickstarter, скандалы и переносы релиза. Сложно поверить, что Shenmue 3 наконец-то вышла. Давний фанат серии Эдуард Голубев делится своими впечатлениями от продолжения культовой серии геймдизайнера Ю Судзуки.

В 2019 году рассказывать о Shenmue 3 сложно, ведь это игра, для понимания которой нужно вникнуть в контекст (сделать это, кстати, можно здесь). Подобное не всегда позволял себе даже Хидео Кодзима в серии Metal Gear Solid — там помимо сквозной истории в каждой из частей, кроме четвертой, был обособленный и понятный новичкам сюжет. С игрой Ю Судзуки все иначе. Каждая новая Shenmue начинается точно с финала предыдущей, и все (!!!) геймплейные механики переходят из одной игры в другую без оглядки на то, как изменилась индустрия.

В этом есть свой шарм. Как бы громко это ни звучало, Shenmue 3 как будто находится вне времени. Это ожившее ископаемое: игра запускается на PC и PS4, но строится вокруг идей почти двадцатилетней давности. Лучшее, что могли получить фанаты, и кошмар для всех остальных. По крайней мере, так должно было быть.

По иронии, если вы — поклонник серии, игра ударит вас больнее всего. Если нет, то и пытаться не стоит. Если желание все-таки есть, то перед третьей частью придется сыграть в ремастеры первых двух частей. Не готовы к этому? Тогда переключите внимание на Death Stranding, Star Wars — Jedi: Fallen Order или игры из бэклога. В противном случае вы просто сложите неверное мнение о великой серии.

Shenmue 3 — главное игровое разочарование со времен Mass Effect: Andromeda | Канобу - Изображение 0

Третья часть начинается там же, где закончилась вторая, — в пещере, около деревни в горах Гуйлинь. Размаха предыдущих игр в Shenmue 3 нет, поэтому большую часть своего приключения Рё проведет не в городе, а среди крестьян и в полях. Если кратко и без спойлеров, то теперь история посвящена любви, зрелости и предназначению. А все сценарные нити плетутся вокруг отношений героя с миловидной девушкой Шенхуа.

И, конечно, это далеко не финал их истории. Shenmue 3 вновь обрывается на полуслове, что в этот раз только раздражает. С выхода Shenmue 2 прошло 18 лет, и большую часть этого времени судьба серии висела на волоске. Поэтому фанаты заслужили хотя бы промежуточного итога. Но нет: Ю Судзуки вновь обрывает все на самом интересном месте и заставляет ждать продолжения. А тот факт, что оно, возможно, никогда не выйдет, геймдизайнера вообще не волнует. Именно поэтому концовка очень разочаровывает.

Shenmue 3 — главное игровое разочарование со времен Mass Effect: Andromeda | Канобу - Изображение 0

Разочарование подкрепляется и геймплеем, который снова строится вокруг ходьбы, исследования, диалогов и драк. Все эти элементы объединяет неспешность, которая граничит с затягиванием игрового процесса.

Приведу пример, который можно масштабировать на всю Shenmue 3. В какой-то момент Рё надо заработать деньги на коллекционную бутылку вина. Чтобы сделать это, можно или два часа реального времени колоть дрова одной кнопкой, или искать редкие цветы для продажи лекарям. Вариант с отыгрышем лесоруба мучительный, поэтому отправляем героя в луга. И тут же сталкиваемся с первой проблемой: ходьба сделана настолько примитивно, что физика персонажа и окружения не чувствуется. Иногда создается впечатление, что Рё ходит по киселю. Особенно это заметно на фоне Death Stranding.

Еще один серьезный недостаток заключается в том, как устроено исследование игрового мира. Сначала оно вызывает восторг: чтобы найти нужного человека, нужно поговорить с местными, которые будут выдавать подсказку за подсказкой, предложат сыграть в мини-игру или подробно раскроют лор. Вообще, проработка мира в Shenmue — до сих пор эталон для игровой индустрии. В любое здание можно зайти, любой объект повертеть в руках, а каждый NPC в игре визуально уникален. Но квесты «подай-принеси» не прекращаются все 40 часов прохождения. И уже к середине этот подход настолько бесит, что большую часть третьестепенных диалогов невозможно не скипнуть.

Надо, впрочем, отдать разработчикам должное: написаны диалоги здорово. И они вновь контекстные — это значит, что в разное время суток, в зависимости от настроения и степени знакомства с Рё, NPC будут вести себя по-разному. Поэтому в Shenmue важно уметь всех заболтать и со всеми подружиться. Особенно душевными получились ночные беседы на кухне с Юки, во время которых Рё живо рассказывает о своем детстве, школе, друзьях и отце. А девушка описывает местные пейзажи, обьясняет легенды и поет. Жаль только, что выбирать варианты ответа в диалогах нельзя.

Shenmue 3 — главное игровое разочарование со времен Mass Effect: Andromeda | Канобу - Изображение 0
Shenmue 3 — главное игровое разочарование со времен Mass Effect: Andromeda | Канобу - Изображение 0
Shenmue 3 — главное игровое разочарование со времен Mass Effect: Andromeda | Канобу - Изображение 0

Также в Shenmue 3 необходимо верно распределять свое внутриигровое время. В правом углу экрана постоянно висят часы, один час на которых — четыре минуты реального времени. За сутки Рё надо как минимум поесть, поспать и выполнить квест. Уложились вовремя? Можно побродить по деревне, половить куриц или потренироваться местному кунг-фу.

Поддержание физической формы вновь напрямую влияет на вашу способность эффективно мять ребра врагам. Правда, в этот раз бои выглядят как порнопародия на файтинг. Да, в основе рукопашки опять продвинутая система комбинирования различных стилей — от дзюдо до каратэ. Есть прокачка навыков. Но удары в Shenmue 3 попросту не чувствуются. В динамичных геймплейных моментах не испытываешь ни драйва, ни азарта, а QTE-вставки откровенно унылые и ни в какое сравнение не идут с тем, что сейчас делает Quantic Dream. Забавно, что так вышло, ведь изначально именно Дэвид Кейдж копировал механики Shenmue при создании своих игр.

Shenmue 3 — главное игровое разочарование со времен Mass Effect: Andromeda | Канобу - Изображение 0

К графике Shenmue 3 также следует привыкнуть. Когда-то она казалась чуть ли не фотореалистичной, а теперь напоминает дешевое аниме. Особенно это касается персонажей. Никакой лицевой анимации, резкие, неестественные движения и общий кринж от их внешнего вида не покидают первые несколько часов. Потом привыкаешь, но лучше не становится.

При этом локации по традиции проработаны с невероятным вниманием к деталям. Чтобы убедиться в этом, всегда можно включить вид от первого лица и осмотреться — все прорисовано вручную. Такой подход вызывает лишь уважение. Особенно художникам удались горные пейзажи.

Это не отменяет того, что в технологическом плане это будто бы игра времен PlayStation 2. Например, ночью здесь называют натянутую на виртуальное небо сиреневую текстуру. А еще Shenmue 3 моментами жутко тормозит и вылетает даже на PS4 Pro.

Shenmue 3 — главное игровое разочарование со времен Mass Effect: Andromeda | Канобу - Изображение 0

Я искренне пытался полюбить эту игру. Но не смог.

Есть вещи, которые лучше оставлять только в памяти. Shenmue много лет олицетворяла собой памятник визионерству, который был способен вдохновить других разработчиков. Так, без игр Ю Судзуки мы не увидели бы ни серию Yakuza, ни Heavy Rain.

И выход третьей части показал, насколько безжалостным может быть время. Еще в середине прохождения я знал, что точно не буду советовать новую Shenmue новичкам. Но после финальных титров оказалось, что и самым преданным фанатам ее не выйдет рекомендовать. И это очень грустно. Главное игровое разочарование со времен Mass Effect: Andromeda.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ