1. Кто изобрёл велосипед?

Немецкий барон КАРЛ ФОН ДРЕЗ в 1818 году запатентовал деревянное двухколёсное средство передвижения, которое больше напоминало самокат. Сам Дрез называл своё изобретение «машиной для ходьбы», но чаще его называли «дрезиной». Сейчас дрезина — это тележка на мускульной тяге, перевозящая железнодорожников по рельсам. Кроме велосипеда (по латыни — «быстрые ноги») фон Дрез изобрёл пишущую машинку.

У первых велосипедов кожаным было не только седло, но и опора для локтей.

  1. Кто первым сделал велосипед, похожий на современный?

Англичанин ДЖОН КЕМП СТАРЛИ. В 1884 году этот инженер в своей конструкции собрал воедино идеи разных мастеров. Благодаря им, велосипед из деревянного стал металлическим, оброс педалями, полноценным седлом и, наконец, цепной передачей — то есть из переднеприводного превратился в заднеприводный. Колёса стали одного размера. Велосипедист уже не сидел верхом на переднем, а располагался посередине. Свой велосипед Старли назвал «Ровер», то есть «скиталец». Фирма с этим названием позже начала выпускать автомобили. «Ровер» назывался безопасным велосипедом по сравнению с опасным «пенни фартингом».

  1. Почему у старых велосипедов колёса были разного диаметра?

Когда у велосипеда впервые появились педали, они располагались на переднем колесе. Цепной передачи не было. Один оборот педалей соответствовал одному обороту колеса. То есть максимальная скорость велосипеда напрямую зависела от величины переднего колеса. Вот и приходилось его делать чуть ли не двухметровым. Заднее колёсико играло вспомогательную роль подпорки. Такая конструкция получила прозвище «пенни фартинг» по названиям двух английских монет — самой большой и самой маленькой.

Большое колесо делало ход плавным даже на неровной дороге. Ведь пневматических шин тогда ещё не было. Чтобы забраться на такой велосипед, требовалась большая ловкость. А падение с него часто заканчивалось травмой.

  1. Почему спицы велосипедного колеса расположены не по радиусу, а крест-накрест?

Чтобы сделать конструкцию колеса максимально ЖЁСТКОЙ при минимальном весе.

Правильное расположение спиц — целая наука. Прощё всего установить их, как у телеги, «солнышком»: от центра к ободу. Но тогда обод и спицы должны быть тяжёлыми и толстыми, иначе при ударе о кочку или бордюр колесо деформируется. А велосипедное колесо должно быть лёгким, при этом выдерживать удары и экстренное торможение.

Поэтому используется конструкция «воронья лапка» — когда каждая спица установлена наклонно и перекрещена с тремя другими. В этом случае центральная часть колеса не «отстанет» от обода даже при резком торможении.

  1. В какой стране больше всего велосипедов?

    Велосипеды в Голландии

В Китае: примерно полмиллиарда. К тому же в этой стране производят 95 процентов велосипедов мира. Однако первое место по количеству велосипедов на душу населения принадлежит Нидерландам — их тут больше, чем жителей. В одной только столице Амстердаме 400 километров велосипедных дорожек.

  1. Существует ли велосипед без руля?

Руля у велосипеда нет только в том случае, если отсутствует второе колесо. Такое средство передвижения называется МОНОЦИКЛ (или УНИЦИКЛ). Одноколёсный велосипед, по-видимому, произошёл от «пенни фартинга»: вспомогательное заднее колесо устранили за ненадобностью. Конечно, удерживать равновесие на уницикле гораздо труднее, чем на любом двухколёсном велосипеде. Однако артисты цирка умудряются не только ездить на таком велике, но и совершать на нём акробатические трюки.

  1. Существует ли велосипед без седла?

Такие велосипеды используют в экстремальном виде спорта — ВЕЛОТРИАЛЕ. Спортсмены скачут на велосипедах по различным искусственным препятствиям — камням, брёвнам, доскам, выделывая умопомрачительные трюки. Велосипед должен быть прочным, но в то же время лёгким. Иначе высоко на нём не подпрыгнешь. Поэтому сталь в конструкции заменяют на алюминий, магний, титан. В седле нет необходимости: того и гляди пятую точку себе отобьёшь. Вдобавок оно — лишний вес.

  1. Какая велогонка самая популярная в мире?

Она проводится с 1903 года. За 21 день велогонщики проезжают примерно четыре тысячи километров по дорогам Франции и соседних с ней стран. Основная часть спортсменов движется в пелотоне (слово означает «клубок» или «рой»): так они экономят силы, оставаясь в аэродинамической тени других гонщиков. Отдельные смельчаки пытаются уйти в отрыв, но их, как правило, догоняют. Победитель определяется на самом финише.

  1. Существует ли велосипед без тормозов?

Да, это ТРЕКОВЫЙ велосипед, самый лёгкий из гоночных. Ради максимального снижения веса конструкторы избавились от муфты свободного хода (педали приходится крутить постоянно) и даже от тормозов. А колёса сделали чрезвычайно тонкими. На таком велосипеде удерживать равновесие труднее, чем на обычном. Тем не менее, гонщики часто устраивают на старте, так называемый «сюрпляс». Балансируют, стоя на месте, чтобы пропустить вперед соперника. Вторым ехать легче: меньше сопротивление воздуха. К тому же можно неожиданно сделать рывок. Однако это чревато неприятностями: коснешься ногами земли — и ты исключен из гонки.

  1. Почему велосипед не падает?

Действительно, почему? Колёс-то всего два, то есть устойчивости никакой. Для ответа приглядимся к следам от шин на земле. Заднее колесо катится по прямой линии, а переднее всё время виляет. Причём тем сильнее, чем медленнее едет велосипед. Велосипедист постоянно норовит упасть то на один бок, то на другой, но инстинктивно поворачивает в сторону падения руль и подставляет велосипед под сместившийся центр тяжести (смотри схему). Поддерживать равновесие помогает и сам велосипед. Центробежная сила — которая появляется сразу после поворота переднего колеса, стремится вернуть падающий велосипед в вертикальное положение. А сила трения шины о землю из-за наклона передней вилки возвращает повёрнутое колесо в положение «прямо». Главное — правильный УГОЛ НАКЛОНА (схема): чтобы ось поворота руля пересекала поверхность дороги чуть впереди точки касания колеса с землёй. Здесь использован тот же принцип, что и в колёсиках роялей, кресел и магазинных тележек: в какую сторону ни толкни, колёсики сами встанут в положение «прямо».

  1. Существует ли велосипед без цепи?

    Велосипед без цепи

Да, существует. Цепь быстро изнашивается и со временем растягивается. Поэтому так соблазнительно было бы от неё избавиться. Конструкторы предлагают велосипеды, в которых вращение от педалей передаётся на заднее колесо без цепи: с помощью длинного вала и двух пар КОНИЧЕСКИХ ШЕСТЕРЁН. Как на автомобиле.

  1. Что такое ВМХ?

Это ВЕЛОСИПЕДНЫЙ МОТОКРОСС (Bicycle MotoCross). То есть мотокросс, но не на мотоциклах, а на велосипедах. Гонщики несутся по грунтовой трассе с виражами и различными препятствиями: трамплинами, ступеньками, волнами. Велосипеды для мотокросса отличаются повышенной прочностью; У них усилена рама. Есть перекладина на руле, делающая его более жёстким. Зато нет подвески и переключения передач.

  1. Почему легче ездить на велосипеде, чем ходить пешком?

Когда едешь на велосипеде со скоростью 30 километров в час, сжигаешь 15 килокалорий на километр. А когда идёшь со скоростью 5 километров в час, энергии тратишь вчетверо больше: 60 килокалорий на километр. На первый взгляд нелогично. Ведь на велосипеде надо ногами крутить педали, да и весит он немало. Но давай приглядимся внимательно к тому, как ходят люди. При каждом шаге они немного приподнимаются и опускаются, то есть перемещают центр тяжести тела не только вперёд, но и ВВЕРХ-ВНИЗ.

На это тратится дополнительная энергия мышц. А при езде на велосипеде ничего не расходуется вхолостую. Все усилия направлены на движение только вперёд.

  1. Какие животные умеют ездить на велосипеде?

Лучше всего это получается у обезьян . Что неудивительно: они очень похожи на человека. Строчка из стихотворения Корнея Чуковского «Ехали медведи на велосипеде…» говорит о талантах велосипедистов. И даже такие неповоротливые животные, как СЛОНЫ, ловко управляются с великом. Правда, педали крутят «руками», то есть передними конечностями. А у ПОПУГАЕВ, наоборот, хорошо получается, кататься на велосипеде без рук. Ведь для того чтобы рулить, существует клюв.

Если ты ещё не успел научиться ездить на велосипеде, самое время начать. Бери пример со слона. Или повторяй движения за попугаем.

  1. До какой скорости можно разогнаться на велосипеде?

268 КИЛОМЕТРОВ В ЧАС. Этот сумасшедший рекорд принадлежит голландцу Фреду Ромпельбергу. Правда, установить его в 1995 году помог аэродинамический экран, который тащил за собой гоночный автомобиль. Поверхность тоже выбрали специально — высохшее соляное озеро в американском штате Юта. Экран существенно уменьшил сопротивление воздуха. А ровная поверхность из соли создаёт идеальное сцепление. Устанавливать такие рекорды опасно: падение на огромной скорости грозит серьёзными переломами.

  1. Какой велосипед самый маленький и какай самый большой?

A-bike

Самый маленький велосипед — это A-bike американца Клайва Синклера. Он весит 5.5 КИЛОГРАММОВ и в сложенном виде помещается в рюкзаке. Среди байков-гигантов — сразу два рекордсмена: самый длинный и самый высокий. Велосипед новозеландского конструктора Терри Тессмана вытянулся в длину на 22 МЕТРА. Ездить на нём можно только по прямой.

Велосипед Терри Тессмана

А велик Ричи Тримбла из США вымахал в высоту на 4,5 МЕТРА. Когда катаешься на этом «жирафе», главное — не задеть головой провода.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ