Содержимое:
Почему люди умирают?
Сложная, болезненная тема, на которую рано или поздно прийдется отвечать. Ведь увидев мертвую птицу, ребенок наверняка задаст вопрос: «Почему птица больше не летает?». Диалог о смерти необходимо приспособить к возрасту детей. Проще всего детям дается объяснение в такой манере: «Птица скончалась, а ее душа унеслась в небо. Она больше не будет есть, пить, спать, она не опустится на землю и будет существовать с такими же, как она». Ребенку постарше можно объяснить, что душа бессмертна. Это позиция наиболее близка детскому мировосприятию. Дети не могут примириться с тем, что живое существо вдруг перестает «быть».
Поэтому говорить о смерти нужно не как о небытие, а как о переходе в новое состояние. Мысль о том, что жизнь продолжается, пусть и в другой форме, успокоительная.
В чем смысл жизни?
Типичный подростковый вопрос. Все не ладится, мир не такой, как представлялось в детстве — зачем же мне дарована эта жизнь? Хочется отмахнуться какой-то хлесткой фразой, но, право, не стоит. Такой вопрос — повод поговорить по душам. Лучше всего сказать так: «Каждый человек ищет для себя свой смысл жизни. Кто-то находит его в работе, кто-то в творчестве, кто-то в семье. Для одного человека смыслом жизни становится воспитание детей, для другого — служение Богу, а кому-то просто нравится жить, любить всех и все вокруг и в этом его смысл. Ты сам сможешь определить это для себя».
Есть ли Бог?
Ответ на этот вопрос зависит от твоей собственной позиции. Ты можешь высказать свое мнение, например: «Конечно, есть! И ты всегда можешь мысленно обратиться к нему. Попросить подсказки, поддержи, поблагодарить за то, что есть».
Ребенку 7-10 лет расскажи о том, что есть разные религии. Христиане, мусульмане, иудеи, буддисты — все верят в Бога, просто у каждого он называется по-своему, есть свои обряды, ритуалы, символы.